Сравнение конструкций языка с блок-схемами

Название Синтаксис и пример Описание Элемент блок-схемы
Объявление переменной.

<Тип данных> <Имя переменной>;
Например:
int a;


Переменную обязательно необходимо объявить до ее использования. при объявлении указывается название переменной и ее тип данных.
 
Присваивание <переменная> = <значение или выражение>;
Например:
a = 1;
b = a+3;
c = c+1;
d = a+b*c;
Слева от знака равенства переменная, справа присваиваемое значение или выражение.     equal.jpg
Объявление массива

<Тип данных> <Имя массива> [Размер массива];
Например:
int a[5];

Объявляется массива также, как и переменная, после имени массива в квадратных скобках указывается его размер.
Элемента массива нумеруются с 0. Например, в массиве из 5 элементов они пронумерованы от 0 до 4.
 
Работа с элементами массива Примеры:
a[0]=2;
d = a[1]+a[2]*2; a[i]=a[i-1];
Работа с отдельными элементами массива ведется также, как с переменными. В качестве индекса элемента массива (его номера) можно указать конкретное число или переменную, в которой хранится номер элемента или арифметическое выражение.  
Ввод cin >> <Переменная>;
Например:
cin >> a;
Стрелки после cin - 2 знака "больше". cin.jpg
Вывод cout << <выводимая информация>;
Например:
cout << 1;
cout << "Hello, world\n";
cout << a;
cout << a+b;
Стрелки после cout - 2 знака "меньше".
Выводить можно значение переменой, результат арифметического вырыжения, произвольный текст. \n в тексте означает перевод на новую строку.
cout.jpg
Условие if (<условие>) {
  <команды, если условие верно>
}
else {
  <команды, если условие ложно>
}

Например:
if (a==3) {
  cout << "a равно 3";
}
else {
  a=3;
}
Секцию else можно не писать если не надо выполнять команд в случае неверного условия.
Если команда после if или else одна - фигурные скобки можно не писать. Если команд несколько - фигурные скобки обязательны.
точка с запятой после if, else не ставится. Ставится тлько после команд внутри условия.
if.jpg
Операторы логического выражения Примеры:
a == 3
a == b
a != 2
a == 3 || b == 2
a == 3 && b != 2
a == 3 && (b == 1 || b > 5)
== проверка на равенство. Важно: присваивание состоит из одного знака =, а проверка равенства из двух.
!= Не равно. Проверка успешна если сравниваемые значения не равны.
> Больше.
< Меньшею
&& Конъюнкция, логическое И
|| Дизъюнкция, логическое ИЛИ
! Отрицание, логическое НЕ.
В логическом выражении монжо использовать скобки также, как в арифметическом.
 
Цикл for

for(<инициализация>;<условие>; <увеличение счетчика>)
{
  <тело цикла (команды, выполняемые в цикле)>;
}

Например:
for (i=0; i<5; i=i+1)
{
  a[i]=i;
  cout << i;
  cout << " ";
}

Инициализация - действие, которое выполняется один раз перед началом работы цикла.
Условие - пока оно верно цикл работает. Как только перестает быть верным - прекращается.
Увеличение счетчика - команда, которая изменяет счетчик цикла.
Обратите внимание на то, что на блок-схеме условие записано по другому из-за различий в реализации цикла в Raptor и C++.
for.jpg
Цикл while while (<Условие>)
{
  <Тело цикла (команды)>
}

Например:
int a; int b; int c=0;
a=1; b=1;
while(c<1000)
{
  c=a+b;
  a=b;
  b=c;
  cout << c;
  cout << "\n";
}
 В цикле while ситуация немного иная. Здесь мы сами инициализируем все переменные до начала цикла. Сам цикл, его конструкция, содержит только условия выполнения. Счетчик мы сами изменяем в теле цикла.        while.jpg
Комментарии // Комментарий до конца строки.
/* Многострочный
комментарий */
Комментарий - произвольный текст, который игнорируется компилятором. Нужен для описания того, как работает программа. Хорошие комментарии не описывают, что делают описываемые команды (это как правило и так понятно), а описывают зачем эти команды нужны в программе.
Комментарий можно записать двумя способами:
// - комментарий от двойной косой черты до конца строки.
/* */ - комментарий заключен между косыми чертами со звездочками.